Автоматическая коробка передач и антиблокировочная система.
Автоматическая коробка передач.
Многие автолюбители, приобретая иномарку, сталкиваются с новым для себя устройством - автоматической коробкой передач. Автоматическая коробка перемены передач (АКПП) - сложный агрегат, работающий совместно с гидротрансформатором, который не имеет жесткой механической связи с двигателем. Автоматическое переключение передач обеспечивает автомобилю повышенную плавность хода, создает максимальный комфорт водителю.
Неоспоримое достоинство: нет необходимости переключать передачи, вообще отсутствует педаль сцепления. Это идеальная трансмиссия автомобиля для эксплуатации в городе.
К недостаткам следует отнести определенные требования к эксплуатации и буксировке автомобиля, незначительно повышенный расход топлива, особенно в городских "пробках", меньший ресурс работы (при неправильной эксплуатации), дорогой ремонт (ориентировочно от $1000 до 2500), который необходимо проводить только в специализированных мастерских.
Автоматические коробки могут иметь от трех до шести передач вперед, одну или две назад и устанавливаться практически на любой автомобиль.
Ресурс АКПП несколько меньше, чем механической и составляет для автомобилей среднего класса в основном 300 тыс.км, малого - 150-200 тыс.км. Отклонения этих показателей в сторону уменьшения или увеличения связано с манерой езды и своевременным обслуживанием автоматической коробки. Частые интенсивные разгоны, неправильные переключения рычага селектора, несвоевременная замена фильтра и масла, понижение его уровня могут сильно сократить ресурс АКПП. Выполнение рекомендаций по эксплуатации и обслуживанию, движение в спокойном режиме существенно увеличивают ресурс коробки до капитального ремонта.
Режим работы АКПП выбирается переключением рычага селектора в различные положения, обозначенные буквами P, R, D и N.
P - "Паркинг" - трансмиссионный тормоз. Включена "нейтраль", выходной вал коробки заблокирован. Обеспечивается удерживание автомобиля.
R - "Реверс" - включена передача заднего хода.
D - "Драйв" - движение вперед с любой скоростью и последовательным автоматическим переключением всех передач.
N - "Нейтраль" - выходной вал коробки не заблокирован.
Помимо перечисленных режимов АКПП, как правило, имеют ряд специальных. Все они позволяют изменить характер работы трансмиссии в зависимости от специфики движения и приводятся в действие дополнительными органами управления.
Экономичный режим - обеспечивает наиболее плавное переключение передач и экономию топлива.
Зимний режим - автомобиль трогается со второй передачи и движется в экономичном режиме.
Спортивный режим - мощность двигателя используется максимально.
"Овердрайв" - включена повышающая передача. Рекомендуется для движения по скоростным магистралям, при этом нагрузка на двигатель минимальна.
Ручной режим - управлять трансмиссией можно как полуавтоматической, так и обычной КПП, что позволяет включать последовательно любую передачу (встречается редко).
Режимы понижающих передач - применяются при медленном движении по пересеченной местности, горной дороге, с прицепом и т.п.
Некоторые модели АКПП оснащены устройством, препятствующим переключению на высшую передачу до полного прогрева двигателя.
Некоторые обязательные условия
Все переключения рычага селектора при троганьи и изменении направления движения (вперед-назад) должны производиться при нажатой педали тормоза и полной остановке автомобиля. Начинать движение, снимая ногу с педали тормоза и перенеся ее на педаль газа, следует только после характерного толчка, свидетельствующего о полном включении передачи. При движении на длинных спусках, остановках у светофоров и в "пробках" не рекомендуется устанавливать рычаг селектора в положение "N". Следует избегать длительной пробуксовки ведущих колес, например при застревании автомобиля. В этом случае необходимо включить режим понижающей передачи и, действуя педалью тормоза как сцеплением, обеспечить медленное их вращение. Наличие АКПП вынуждает при "раскачивании" автомобиля не просто переключать селектор вперед-назад, а останавливать движение в точке зависания тормозом.
Буксировать автомобиль можно не далее 30 км со скоростью до 50 км/ч. При крайней необходимости буксировки на более дальние расстояния рекомендуем залить в трансмиссию дополнительно 2-3 литра масла. Предпочтительнее снять приводы ведущих колес или карданный вал. При сильных морозах ниже 25 рекомендуется прогреть коробку, принудительно включив первую или вторую передачу, проехать около 2-5 км и только после этого устанавливать рычаг селектора в положение "D" - движение вперед.
На что следует обратить внимание
Прежде всего проверьте уровень и состояние масла в коробке передач; уровень масла проверяется только при работающем двигателе; обычно на щупе имеются метки как для холодного масла, так и для горячего. Если метки не градуированы температурой, следует проверять его уровень только на прогретой коробке - после 10-15 км пробега; как правило, уровень масла проверяется в режиме паркинга. В противном случае, на щупе обязательно имеется надпись, уточняющая способ проверки. Масло должно быть чистым, без примесей, по цвету - ни в коем случае коричневым или черным. Для проверки хорошо использовать белую салфетку. Обычно масло либо красного цвета (в основном американские автомобили) или желтого и зеленого (европейские). Далее запустите двигатель, нажмите на педаль тормоза и переводите рычаг селектора последовательно во все положения. При этом без задержки должны произойти включения передач с легким толчком вперед или назад. Более сильные толчки могут быть вызваны повышенными оборотами холостого хода двигателя. Задержки более 3-5 секунд говорят о неисправности.
Проверьте автомат в движении. При троганье обороты двигателя не должны заметно возрастать, т.е. не должно возникать ощущения, сравнимого с пробуксовкой сцепления на автомобиле с обычной коробкой передач. Пробуксовка - один из признаков неисправности АКПП. На ровной горизонтальной площадке после отпускания педали тормоза (без нажатия на педаль газа) автомобиль должен тронуться плавно, без толчков и рывков. Также - и при последовательном переходе на высшие передачи. Время переключения не более 0,3 с.
Обслуживание АКПП сводится к контролю за уровнем трансмиссионного масла и своевременной его замене вместе с фильтром. Периодичность замены, при эксплуатации в городских условиях, определяется пробегом, в среднем 30 тыс.км.
Конструктивной особенностью автоматических коробок является то, что невозможно произвести полный слив масла без их разборки. Поэтому при очередном обслуживании заменяется, как правило, только большая его часть. Рекомендуем выполнять эту операцию при помощи специалистов. Если вы купили подержанный автомобиль, не спешите менять масло в коробке, по возможности узнайте, когда в последний раз производилась его замена. Если реже установленных сроков или не менялось совсем, то из-за высоких моющих свойств свежего масла велика вероятность выхода АКПП из строя по причине попадания продуктов износа в каналы управления.
Антиблокировочная система тормозов (АБС).
Антиблокировочная система - это автомат, обеспечивающий торможение в прерывистом режиме.
Классическая АБС состоит из электронного блока управления, гидроагрегата, зубчатых колец и датчиков скорости вращения колес. Зубчатое кольцо установлено на ступице и вращается вместе с колесом. Датчик же расположен на расстоянии 1-2 мм от кольца, но уже на неподвижной части подвески. По мелькающим мимо зубчикам кольца он определяет скорость вращения колеса и постоянно ин формирует о ней блок управления. Благодаря одновременной работе всех датчиков блок постоянно следит за скоростью вращения каждого колеса. Когда водитель слишком резко нажимает на тормоз, скорость вращения колес уменьшается настолько, что возникает угроза блокировки и потери сцепления шин с дорожным покрытием. Блок управления отслеживает это и в нужный момент открывает электромагнитные клапаны гидроагрегата, вмонтированного в тормозную магистраль. Клапаны открываются, и сливной насос агрегата начинает откачивать жидкость из контуров. Давление падает, колодки разжимаются, сцепление колес восстанавливается. Как только от датчиков поступят сигналы, что колеса опять набрали определенную скорость, клапаны будут перекрыты, давление жидкости снова возрастет (водитель-то не отпускал педаль!), колодки сожмутся, тормозя колеса. Когда они снова начнут блокироваться, цикл повторится.
Таким образом, водитель держит педаль выжатой, а блок управления и гидроагрегат, регулируя давление тормозной жидкости, то притормаживают колеса, то дают им провернуться и тем самым обеспечивают прерывистое торможение, при котором автомобиль сохраняет управляемость.
Антиблокировочные системы бывают трех- и четырехканальные. На заднеприводных и полноприводных автомобилях нередко устанавливают только три зубчатых кольца с датчиками. Два находятся на передних колесах (каждый на своем колесе), а скорость задних измеряет один общий датчик. Зубчатое кольцо при этом не на ступице, а на редукторе заднего моста. Соответственно, в гидроагрегате только три электромагнитных клапана - два обслуживают передние колеса, один - общий - перекрывает контур, тянущийся к обоим задним колесам. При четырехканальной схеме каждому из четырех колес полагается свое собственное зубчатое кольцо, свой датчик и свой клапан в гидроагрегате. Устройство переднеприводных машин с диагональным разделением тормозных контуров позволяет применять только четырехканальную АБС. К тому же такая схема дает возможность более точно следить за скоростью каждого из колес.