Выбор и эксплуатация шин и дисков. Что такое вылет колеса.
Какие бывают диски.
Алюминиевые сплавы заняли лидирующее положение среди материалов, использующихся для изготовления дисков автомобильных колес.
Отметим некоторые преимущества дисков из алюминиевых сплавов.
Алюминий значительно легче стали и, следовательно, алюминиевые диски снижают так называемую неподрессоренную массу автомобиля. Отношение подрессоренной массы автомобиля к неподрессоренной увеличивается, что улучшает плавность хода.
Колесо небольшого веса не "пробьет" мягкую подвеску автомобиля при больших неровностях дороги.
Легкое колесо обладает меньшей инерционностью, а это улучшает устойчивость и управляемость автомобиля.
Легкое колесо увеличивает срок службы узлов и сочленений подвески.
Алюминиевый диск легче защитить от электрохимической коррозии металла, чем стальной.
Для изготовления алюминиевых дисков применяют два принципиально разных технологических процесса.
Первый, наиболее распространенный - литье, обеспечивающее высокое качество изделия, отсутствие пор и раковин в металле. Литые диски проходят стопроцентный рентгеновский контроль, гарантирующий отсутствие брака готовой продукции. Литье почти не дает отходов, а это снижает себестоимость продукции. Недостаток литья заключается в том, что изделие обладает так называемой свободной, не направленной кристаллической структурой. Это вынуждает конструкторов делать стенки дисков достаточно толстыми для обеспечения требуемой механической прочности.
Второй способ - горячая штамповка (ковка).
Этим способом достигается наивысшая прочность, поскольку структура металла становится волокнистой, а направление этих волокон - изначально заданным. Такая технология позволяет уменьшать толщину стенок дисков примерно на 20% по сравнению с литыми. Недостаток штамповки - большой процент отходов, что увеличивает цену изделия.
Соотношение весовых показателей таково: литой диск в 1,3-1,5 раза легче обычного стального, а штампованный, в свою очередь, литого. Однако, разница в ценах такова, что литые диски на сегодня представляются наиболее разумным компромиссом.
Как выбрать диски на автомобиль.
Если вы определились с типом диска (литой или кованный и т. д.), то теперь нелишне будет определиться со следующими моментами.
Ширина обода.
Есть золотое правило: она должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Допустим, Вы ищете под шину 195/70 R15. Ширина ее профиля 195 мм. В дюймах это будет 7,68 (надо 195 разделить на 25,4). Отнимите от этой величины 25% или 30% и полученное число округлите до ближайшего значения из стандартного ряда. Получите 5,5 дюйма - обод именно такой ширины нужен для шины 195/70R15.
Предупреждение! Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики - реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5 - 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 - 1,5 дюйма - для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.
Основные элементы и размеры диска автомобиля.
А - закраина обода; Б - полка; В - кольцевой выступ ("хемп") для дополнительной фиксации бортов бескамерной шины; Г - плоскость крепления;
а - диаметр диска; б - ширина обода; в - вылет (расстояние между плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса); г - диаметр центрального отверстия под ступицу; д - диаметр окружности центров крепежных болтов.
Диаметр диска.
Полный ряд монтажных диаметров легковых и внедорожных дисков: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18,19 И 21 дюйм. Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- и 16-дюймовых дисках. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины, для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14 дюймовые, 15 на 16 и т.д. Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких серий, поскольку их ездовые качества лучше, чем шин высокого профиля. А чем ниже серия шины, тем меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла - ведь наружный диаметр колеса остался неизменным. При использовании стальных дисков монтажный диаметр особо не увеличишь - это приведет к возрастанию массы колеса, что нежелательно. А применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом.
Предупреждение! На спортивных версиях автомобилей тормозные механизмы больше, чем на неспортивных, - следовательно, и диски должны быть больше его монтажного диаметра, иначе тормоз упрется в обод. Например, 15-или 16-дюймовый, хотя на тюнинговых, спортивных и внедорожных автомобилях могут использоваться и более широкие диски - до 13,5 дюйма.
Диаметр расположения отверстий крепления (обозначается PCD - Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий. Например, PCD100/4 - 4 отверстия на диаметре 100 мм.
Предупреждение! Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров.
У штатных колес автомобиля центральное отверстие, как правило, точно подогнано к ступице оси; на заводах принято центрировать колесо именно по нему - его диаметр является посадочным. Но если Вы покупаете диск в магазине, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.
Вылет колеса.
Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц.
Не ставьте на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Уменьшение вылета делает колею колес шире; хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т.е. сузить колею, как правило, невозможно - диск упрется в тормоз.
Если Вы меняете стальной штампованный диск на легкосплавный, возможно, придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, - легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.
Какие бывают шины.
Для начала попробуем определить, во что "обута" ваша машина. Всю информацию о модели шины, ее размерах, конструкции корда можно прочесть на боковине. Сейчас на заводах автомобили, в основном, комплектуются радиальной резиной. На таких покрышках обязательно есть условное обозначение: "R" в комбинации цифр, показывающих ширину профиля, индекс серии и посадочный диаметр. У диагональной резины нет специального обозначения. Но если все ее размеры указаны в дюймах или в миллиметрах и дюймах одновременно, будьте уверены - это резина с диагональной конструкцией корда. На автомобиле должны стоять либо радиальные, либо диагональные шины.
Все большее распространение на нашем рынке приобретают бескамерные шины, надписанные на боковине "Tubeless". Разумеется, они прекрасно работают и с камерами, а как бескамерные вполне могут быть использованы на стандартных дисках. У таких шин свои, причем очень важные преимущества. Они меньше греются, дольше держат необходимое давление воздуха, их легче ремонтировать, поскольку при проколах отпадает необходимость демонтажа, и самое главное - в таких шинах практически исключено резкое падение давления в результате прокола.
О радиальных шинах.
В обозначении покрышки размером 175/70R13 80S первые три цифры указывают условную ширину профиля шины - 175 мм; две цифры после дроби - индекс (серия) низкопрофильности, означающий отношение высоты профиля к его ширине в процентах; буква R - радиальная; число 13 - посадочный диаметр колеса в дюймах; число 80 - индекс грузоподъемности, соответствующий в данном случае 450 кг; буква S - индекс допустимой скорости (180 км/ч). Если нет дроби и индекса низкопрофильности, то отношение высоты профиля к ширине - 80-82%.
Усиленные шины обозначают дополнительно REINFORCED. Они более жесткие, рассчитаны на повышенное внутреннее давление и применяются на универсалах или пикапах малой грузоподъемности на базе легковых машин. Их смело можно использовать на обычных машинах с тем же самым внутренним давлением.
Шины для легких грузовиков, еще более усиленные, после обозначения размера имеют индекс "С" - коммерческий транспорт. Кроме того, у таких шин дробный индекс грузоподъемности, обозначающий нагрузку на одиночную и сдвоенную шину. Эти шины рассчитаны на внутреннее давление 3,0-5,5 кгс/кв.см, слишком жесткие и потому малопригодны для легковых автомашин. Пример обозначения такой шины: 165R14C 93/91N.
Шины для полноприводных вседорожных машин различаются не только специфическими размерами, но и сильно разветвленным протектором, обеспечивающим повышенные сцепные качества при движении по грунтовым дорогам. Многие из них имеют индекс M+S - для снега и грязи. Если к тому же добавлена буква Е, то такие шины предназначены для установки шипов. Выпускаются также колеса, предназначенные исключительно для того, чтобы доехать до ближайшего автосервиса - "компактные запаски". Они имеют надпись "TEMPORARY USE ONLY" и указание максимально допустимой скорости (обычно - 50 км/ч).
При подборе шин необходимо учитывать их назначение, размеры колеса, грузоподъемность, требуемое внутреннее давление.
Жесткая конкуренция заставляет производителей идти по пути создания как универсальных, так и узкоспециализированных по назначению шин.
Шипованную резину необходимо устанавливать на все четыре колеса, в противном случае машина может стать неуправляемой при ускорении, торможении и особенно на поворотах. Оптимальная длина той части шипа, которая находится над поверхностью покрышки, должна составлять 1-1,5 мм. Наиболее распространенной является 4-рядная система шиповки - по 2 ряда на каждом краю, однако, есть и 8-рядные модели.
Эксплуатация шин.
В шинах нужно поддерживать предписанное инструкцией давление. "Недокаченность" или "перекаченность" резины ведет к ее преждевременному износу. Причем надо помнить: в жаркую погоду давление проверяют чаще, нежели в морозную.
Не перегружайте автомобиль. Это ведет к разрыву каркаса или к его расслоению. Возможен даже отрыв протектора.
Старайтесь ограничивать скорость. Быстрая езда - это и повышенный износ протектора, и "лишняя" температура в шине, и дополнительная ударная нагрузка на детали каркаса.
Своевременно балансируйте колеса. Ресурс несбалансированной шины снижается ровно на четверть.
Следите за подвеской автомобиля. Нарушенные углы развала и схождения колес, люфты в подшипниках ступиц и втулок поворотных цапф, неотрегулированное рулевое управление и тормоза, текущие сальники полуосей или подшипников передних колес - все эти неисправности не только "съедают" резину, но и могут привести к аварии.