Свечи зажигания, их назначение и эксплуатация.
Свеча - элемент системы зажигания, задача которого своевременно и эффективно зажигать рабочую смесь в цилиндрах. Прежде всего, по состоянию и характеристикам, свечи должны соответствовать данному двигателю и условиям его работы.
Заменять свечи специалисты рекомендуют по возможности комплектами. Это дает возможность контролировать состояние мотора, всех его цилиндров. Современная свеча рассчитана на 20 миллионов искр. Это означает, что при нормальной эксплуатации свеча абсолютно надежна при пробеге до 15 тысяч километров, а дальше может сказаться усталость материала. Поэтому западные фирмы предписывают замену свечей через 15-20 тысяч километров пробега.
В наших условиях свечи эксплуатируются обычно значительно дольше. Электроды подгорают, зазор между ними увеличивается, его начинают регулировать, подгибая боковой электрод. Следует иметь в виду, что полувыгоревший электрод сильнее раскаляется, отвод тепла у него ухудшен. Рабочие свойства такой свечи весьма относительны и при повышенной нагрузке мотора она перегреется и вызовет калильное зажигание, что небезопасно для двигателя.
В настоящее время многие западные фирмы освоили производство составных, биметаллических центральных электродов. По виду они ничем не отличаются от обычных: такой же стерженек из хромоникелевого сплава. Но внутри - медь, теплопроводность которой заметно выше. Такие свечи - с хорошей самоочисткой от нагара и защищены от перегрева. Рабочий диапазон таких свечей значительно расширен, поэтому их называют широкодиапазонными или термоэластичными.
Фирма CHAMPION (США) стала делать биметаллическим не только центральный, но и боковой электрод, что должно еще больше расширить термоэластичность свечи.
Появление особо форсированных моторов с турбонаддувом заставило искать материалы с более высокой эрозионной стойкостью, чем хромоникелевые сплавы. Появились свечи с центральным электродом из тонкой платиновой проволоки. По температурным характеристикам свечи с платиной не имеют преимуществ перед обычными с биметаллическим центральным электродом. В двигателе со средним уровнем форсировки платиновая свеча служит примерно в 2 раза дольше обычной, но и цена ее в 2-3 раза выше. Существуют также свечи с серебряными электродами, предназначенные для спортивных и гоночных двигателей.