Как выбрать подержанный автомобиль.
Вы располагаете некоторой суммой средств и решили купить подержанный автомобиль. Чтобы автомобиль доставлял исключительно положительные эмоции, вам предстоит:
- Оценить состояния кузова подержанного авто
- Оценить состояния двигателя
- Оценить состояния салона автомобиля
- Оценить состояние подвески и трансмиссии
Итак, перед вами долгожданный автомобиль! Первым делом попросите показать документы на автомобиль и убедитесь, что перед вами реальный владелец автомобиля. Затем сверте номера кузова и двигателя в техпаспорте с таковыми непосредственно на названных агрегатах. Заодно надо убедиться, что номера не вызывают сомнения в своем соответствии, четко просматриваются и возле цифр не наблюдается никакой деформации.
Оценка состояния кузова подержанного автомобиля.
Осмотр следует проводить исключительно в светлое время суток. Внимательно осмотрите автомобиль, обойдя его со всех сторон, с разного расстояния и под разными углами. Главной целью такого осмотра является выявление гладких неровностей на плоских поверхностях (плавной горбатости), отличий в оттенках краски на разных деталях, а также визуальная оценка состояния лакокрасочного покрытия и кузова в целом. Обратите внимание на величину зазоров между кузовными деталями. Неодинаковые зазоры указывают на деформацию стоек или кузова в целом, что является результатом последствий аварии. Особое внимание уделите зазорам между:
- Передними крыльями и рамкой лобового стекла
- Указанной рамкой и капотом
- Передним бампером и передними крыльями
- Капотом и головными фарами
- Указателями поворотов и передними крыльями
- Передними крыльями и дверями
- Боковинами и дверями
- Передними и задними дверями
- Крышкой багажника и её проёмом
Выступание навесных деталей (дверей, капота, крышки багажника) относительно сопрягающихся поверхностей - явный признак аварийного прошлого автомобиля.
Убедитесь в отсутствии характерных складок по краям крыши над средними стойками, это следы сильного лобового удара.
Необходимо по очереди открыть и закрыть каждую дверь. При выполнении этой процедуры вы не должны прилагать никаких дополнительных усилий. Если при манипуляциях с дверью раздается скрежет или дверь с трудом поддается вашему воздействию - это является возможным последствием аварии.
Характерные места коррозии:
- Стыки крыши с передними и задними стойками кузова
- Рамка лобового стекла
- Нижняя часть крышки багажника
- Передняя кромка капота
Осмотр нижней части кузова начинается с обследования опорных точек домкрата и состояния днища. Замятости в области порогов, царапины и вмятины на днище, могут говорить о небрежном отношении к автомобилю (езда по бордюрам, лесным просекам и т.д.). Подобные недостатки днища автомобиля как минимум влекут за собой преждевременную коррозию, а как максимум говорят о возможном серьёзном износе элементов подвески, сцепления и общего состояния автомобиля. В задней части автомобиля не должно быть следов сварки и правки задних лонжеронов и следов установки фаркопа.
Необходимо установить, перекрашивался ли автомобиль, и если да, то по какой причине. Даже если качество лакокрасочного покрытия идеальное, нужно отогнуть уплотнитель лобового или заднего стекла. Если под ним та же краска, что и на кузове, значит, или она действительно "родная", или же автомобиль красили с полной разборкой кузова, а это уже говорит о профессиональном подходе, гарантирующем неплохое качество.
Моторный отсек и багажник.
Осмотрите внутреннюю поверхность капота с целью выявления очагов коррозии. Обратите внимание на положение штыря запирания капота. Он должен стоять строго под углом 90 градусов, иное положение свидетельствует о попытках подгонки положения капота в процессе кузовного ремонта.
Обследуйте болты крепления передних крыльев. Они не должны иметь следов откручивания. Между передними крыльями и плоскостями их крепления на брызговиках с обеих сторон должен выступать герметик, окрашенный в цвет кузова.
Осмотрите изнутри места крепления фар. Здесь не должно быть следов пропиливания установочных отверстий, к которому прибегают в 80% случаев кузовного ремонта автомобилей. Проверьте наличие кронштейна для держателя переднего пучка проводки в районе передней опоры двигателя. Этот кронштейн очень часто забывают установить при замене передней панели, и в этом случае передний жгут проводки лежит непосредственно на опоре двигателя.
Осмотрите сварные соединения передних лонжеронов и нижней поперечины рамки радиатора. Соединения должны быть выполнены контактной сваркой. Внимательно обследуйте соединения опорных чашек передних стоек с брызговиками (правая чашка номерная).
Силовой агрегат на небитом автомобиле должен занимать горизонтальное положение, его наклон в сторону бачка омывателя - верный признак кузовного ремонта. Закройте капот, ещё раз убедившись в чёткости работы замка, и переходите назад.
Поднимите крышку багажника и тщательно осмотрите её внутреннюю поверхность по периметру на предмет коррозии. Задняя панель (с внутренней стороны), здесь стоит приглядеться к местам её соединения с полом багажника и внутренними усилителями боковин на предмет выявления ремонтных швов и коррозии. Затем поднимите коврик и приступайте к осмотру пола багажника. Сминаемые зоны, расположенные по бокам ниши запасного колеса, должны иметь первозданную форму без следов рихтовочных работ.
При открытых дверях подёргайте их за наружную ручку вверх, убедившись в отсутствии люфта. При наличии этого люфта (провисании двери) последняя закрывается с повышенным усилием.
Осмотреть номерные знаки нужно обязательно (особенно задний). Они не должны иметь ни малейших следов рихтовки. После серьёзного лобового удара отрихтованный передний номер часто перевешивают назад, где он не привлекает внимания.
Оценка состояния двигателя.
В первую очередь откройте капот и убедитесь, что характерный запах бензина отсутствует. На полностью исправном двигателе не должно быть никаких масляных пятен и подтеков. Незначительные следы масла в верхней части двигателя не так опасны, как подтеки в нижней части двигателя, т.е. из-под заднего сальника, поддона картера, масляного датчика и фильтра - это верный признак того, что вы в скором времени столкнетесь с серьезной утечкой масла. Присмотритесь к болтам и гайкам, если увидите следы откручивания, значит, двигатель вскрывали, что не очень хорошо.
Осмотрите все разъемы двигателя. На них не должно быть видно следов герметика. Выньте щуп уровня масла в двигателе. Масло должно быть по верхнему уровню, без пены, примесей черного цвета и пузырьков, прозрачное на свет и не слишком густое. На дизельных двигателях масло более темное, но все равно прозрачное.
Откройте крышку заливной масляной горловины и осмотрите её. Если на внутренних стенках есть черный налет, то, скорее всего двигатель перегревался, что впоследствии ска жется на его работе. Ещё одним признаком перегрева двигателя являются следы ржавчины в районе заливной горловины радиатора и в расширительном бачке. Залитый в систему охлаждения тосол должен быть чистым и прозрачным, без масляных пятен и разводов. Их наличие свидетельствует о неисправности двигателя.
Обратите внимание на все резиновые изделия двигателя. На них не должно быть трещин, особенно на проводах высокого напряжения, патрубках системы охлаждения и ремнях привода генератора, помпы, ГРМ и т.д. Попросите завести двигатель и прислушайтесь к работе стартера, никакого скрежета стартера не должно быть. Двигатель должен завестись сразу, независимо от того, горячий он или холодный.
Если бензиновый двигатель при вращении стартером не запускается более чем две секунды, то он неисправен или не отрегулирован. При работающем двигателе осторожно откройте крышку маслозаливной горловины. Если оттуда выходят выхлопные газы, значит, поршневая группа требует ремонта. Через 1-2 минуты работы двигателя, пощупайте верхний патрубок радиатора. Он должен быть холодным, так как термостат еще закрыт. Когда стрелка датчика установится в середине сектора на шкале указателя температуры, термостат откроется и патрубки (верхний и нижний) станут горячими. Дайте двигателю прогреться. Если в автомобиле имеется отключаемый с помощью датчика температуры вентилятор охлаждения радиатора, дождитесь, когда он включится и через некоторое время опять выключится. Таким образом вы убедитесь, что система терморегулирования работает. В исправных автомобилях стрелка датчика температуры находится посередине шкалы указателя температуры.
Во время набора оборотов двигатель не должен вибрировать, а при снижении, работать с перебоями. Проверьте дымность выхлопных газов. На холостых оборотах дыма из выхлопной трубы почти не видно, а при нажатии на педаль газа, дым должен быть бледно-сизого цвета. Черный дым подскажет вам о неисправности топливной системы, синий - о забросе масла в камеры сгорания.
Заглушите двигатель и включите зажигание. При этом на приборном щитке загорается множество красных лампочек и обязательно должны светиться лампочка аварийного давления масла, и лампочка зарядки аккумулятора. Теперь запустите двигатель. Все красные лампочки обязаны погаснуть. Дайте двигателю поработать 10-15 сек. а теперь заглушите его и снова включите зажигание. Если двигатель хороший, лампочка давления масла не загорится, так как в системе смазки высокое давление масла, и оно медленно снижается за счет стекания масла через зазоры подшипников коленчатого вала. Чем меньше эти зазоры, тем меньше износ двигателя и тем позднее лампочка давления масла снова загорится. Если лампочка загорелась почти сразу, то двигатель уже изношен. Для того чтобы о двигателе сложилось полное впечатление, обязательно следует проехать на выбранном автомобиле.
Оценка состояния подвески и трансмиссии.
Коробка передач не должна издавать никакого стука и хруста при непосредственном переключении передач. Проверьте уровень масла в коробке передач. В исправной коробке масло прозрачное и без примесей, а его уровень находится на верхней риске масляного щупа. Для полной проверки КПП необходимо, конечно, выехать на трассу. При движении любой шум или гул в коробке передач исключается, в противном случае она просто не исправна. Если ваш выбор пал на автомобиль с автоматической коробкой передач, то следует знать, что в нормально функционирующем "автомате" переключение происходит без рывков и постороннего шума.
Первым делом необходимо проверить состояние амортизаторов. Для этого следует несколько раз качнуть по очереди каждый угол кузова. Если автомобиль не раскачивается со значительной амплитудой после этой процедуры, а занимает первоначальное состояние сразу, значит амортизаторы еще не утратили своей работоспособности. О состоянии шаровых опор, подшипников ступиц, ШРУСов (у переднеприводных автомобилей) можно получить полное представление лишь при движении. Отчетливый стук на ямах говорит о вышедших из строя шаровых опорах (шарнирах). Подшипники ступиц, требующие замены, выдают себя отчетливым гулом, который появляется лишь на некотором диапазоне скоростей. Щелчки или похрустывание при поворотах и трогании с места указывают на необходимость замены ШРУСов (шарниров равных угловых скоростей). Если при движении автомобиля раздается металлический лязг в области кардана, вероятнее всего, виновата в этом крестовина карданного вала. И последний совет - все неисправности, которые вы обнаружили в автомобиле, предполагаемом для покупки, записывайте в блокнот. Предъявив этот список продавцу, у вас есть шанс значительно снизить цену на авто.
Оценка состояния салона автомобиля.
Состояние салона, многое может поведать о биографии автомобиля. Об интенсивной эксплуатации говорят потертые чехлы сидений, ковры, вытертые в некоторых местах до основания, неухоженная панель приборов. Кроме того, следует проверить исправность всех клавиш, рычагов и переключателей, а также заглянуть и под коврики в салоне, поскольку под ними очень часто скапливается влага, способствующая образованию серьезных очагов коррозии. Необходимо знать, что такие места в дальнейшем даже на относительно новом автомобиле потребуют тщательной антикоррозионной обработки.
Если вы усвоили эти нехитрые правила и сможете их правильно применить на практике, то можно с уверенностью сказать, что вы готовы купить подержанный автомобиль!